Как сшить марийское платье

Обновлено: 27.04.2024

Все модели платьев, блуз и туник МАРЫСЯ сшиты с ластовицей. Что это за деталь и зачем она нужна - расскажем сегодня. Традиционно на Руси что мужские, что женские рубахи (а именно они были предтечей современной одежды, называемой платьем) никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца - на мужских рубахах) и узкими. И для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) - кусок прямоугольной ткани, как правило цветом, контрастным основному, красным или синим. Наши предки знали, что из-за большого количество движений рук, ткань на стыке швов будет протираться быстрее всего и экономно подходили к использованию ресурсов. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью, а ластовицы красного цвета даже стали считаться обережными. В наших моделях мы используем ластовицу как элемент традиционной славянской одежды, и как деталь, повышающую её комфортность. Несмотря на усложнение кроя и пошива для нас ваше удобство - важнее!

«Куда делись все платья? Столько русского всё было! У вас сейчас весьма специфический выбор, выкройки и материал исполнения, я ничего не могу там купить, хоть прежде очень хотела одеть у вас всех своих подружек. У вас новый маркетолог? Он русофоб? Ему стыдно жить в России?» «Что это за одежда? Вы что, из позапрошлого века? Посмотрите на Турцию, какие они шьют платья а у вас что, для бабушек исключительно!» Вот так началось сегодня утро Две противоположные претензии от людей, которым не нрави

""ШЬЕМ МАРИЙСКИЕ ПЛАТЬЯ""

МАРИЙ ШКЕТАН ТЕАТР ЭРЕ ПЕЛЕНДА
МАРИЙСКИЙ ТЕАТР ШКЕТАНА ВСЕГДА С ВАМИ

СПЕКТАКЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТРАНСЛЯЦИЙ ДЕНЕ ВИЯШ ЭФИРЫШТЕ
ИНТЕРНЕТ-ТРАНСЛЯЦИИ СПЕКТАКЛЕЙ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
Показать полностью.
(по-русски читай ниже)

❗

Марий калык деке театр искусство лишкырак лийже манын, ме Интернет гоч ОНЛАЙН трансляций проектым илышыш шыҥдарена.
Тыге, мӧҥгыштӧ, унаште, корнышто але, еш-йолташ-влак дене иктеш чумырген, те Шкетан театрын тӱҥ сценыштыже спектакль эртыме жапыштак тудым вияш эфирыште ончен кертыда.

⁉

Кудо спектакльым вияш эфирыште ончаш лиеш?

Пуро https://shketan.ru/ сайтышкына
Ойыро ончаш шонымо спектакльым. Тыгай спектакль-влак сайтысе афишыштына ужар тӱс ден да "купить прямой эфир" кнопко дене палемдыме улыт.
«Купить прямой эфир» кнопкым темдалын, спектакльым ончаш билетым налме страницыш пуро.
Возымо инструкцийым шуктен, электрон почтым але телефоным ТӰТКЫН возо!
Тый декет мийыше ссылкым спектакль тӱҥалме жаплан (Москва жап почеш) смартфонышто, компьютерыште але Интернетлан йӧнештарыме телевизорышто поч да, Шкетан театрын кугу зритель ешышкыже ушнен, спектакльым ракатланен ончо!Лийза Шкетан театр дене пырля!

❗

Чтобы приблизить марийское театральное искусство к народу театр им.М.Шкетана запустил проект ОНЛАЙН трансляций спектаклей!
Это значит, что вы можете посмотреть любимые спектакли находясь дома, в гостях, в поездке или собравшись вместе с родными и друзьями. Где смотреть - выбирать вам!

Владисир Николаев

😍
😍
😍
😍
😍

Елена Петрова

Удмурт дэрем

Зоя Князева


Зоя Князева

Удмуртский национальный костюм

Национальный удмуртский костюм – это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук с приданным девочки начиная с 6-7 лет учились прясть, а главным помощником в этом деле был ткацкий станок. И так, к 16–17 годам они становились мастерицами и умелицами на все руки, они могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. А у любой желающей выйти замуж должны были быть припасены и подарки для будущего мужа и его родных. В общем, в сундуке каждой уважающей себя девушки насчитывалось более 40 различных нарядов.




История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.


Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.


Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.




В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.



Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

1_(01)

1_(02)

1_(03)

1_(04)

1_(05)

1_(06)

1_(07)

1_(09)

1_(10)

1_(01)

1_(02)

1_(03)

1_(04)

1_(05)

1_(06)

1_(07)

1_(09)

1_(10)

Другая важная деталь костюма – “яга” (“дяга”). Это нагрудник, похожий на монисто, покрытый вышивкой, бисером и монетами. На некоторых яга, которые нам пришлось увидеть, есть монеты начала XIX века. Очень популярными для декора шна шовычо, яга, а также передней части платья, были “ чешуйки ” – допетровские монеты, которые делались из серебряной проволоки и не имели номинала, так как считались на вес. На современные яга нашивают не монеты, а пайетки и другие блестящие украшения. Как нам сказали в деревне Сарсы-2, “[современная] яга с тоненькими пластиночками, она даже звука не издает, только блестит. А у этой именно звон получается. Когда марийцы танцуют, у них должно все греметь…”

01

02

03

04

05

06

07

09

10

01

02

03

04

05

06

07

09

10

01

02

03

04

05

06

07

09

10

Марийцы используют старые костюмы, сшитые их бабушками, но регулярно обновляют некоторые детали – рукава, фрагменты фартуков. Старые вышивки ценятся, поэтому их стараются срезать, чтобы затем пришить к новым вещам. К ним добавляются новые материалы – покупная тесьма, кружева, блестящая фурнитура и декор.



Валентина Абрамова показывает технологию древней марийской вышивки по счету нитей, с изнаночной стороны. Вышивает мотив “овечье копыто”. Деревня Сарсы-2, Свердловская область.


“Я никогда не думала, что буду заниматься марийской одеждой, марийскими куклами. Но в 2003 году, перед своей смертью мама мне принесла одежду в отдельном мешке – в чем ее хоронить . Потом у нас открыли Марийский Центр, я решила им подарок сделать. У младшей дочери была старая большая кукла. Я ее одела в марийское платье и подарила им. С этого и началось – я таких кукол сшила 120, наверное. Домовых в национальных костюмах – 100. Продавала, дарила.

Rosa

Роза Андреева

Деревня Юва, Свердловская область


“В чем ее хоронить”. Старшее поколение готовится к похоронам заранее, собирают не только одежду, но и другие вещи, которые их дети должны положить в гроб.

Rosa

Роза Андреева

Деревня Юва, Свердловская область

“Я никогда не думала, что буду заниматься марийской одеждой, марийскими куклами. Но в 2003 году, перед своей смертью мама мне принесла одежду в отдельном мешке – в чем ее хоронить . Потом у нас открыли Марийский Центр, я решила им подарок сделать. У младшей дочери была старая большая кукла. Я ее одела в марийское платье и подарила им. С этого и началось – я таких кукол сшила 120, наверное. Домовых в национальных костюмах – 100. Продавала, дарила.


“В чем ее хоронить”. Старшее поколение готовится к похоронам заранее, собирают не только одежду, но и другие вещи, которые их дети должны положить в гроб.


Бугалыш. Деревня Бугалыш, Свердловская область.

На второй. Второй день свадьбы в деревнях всегда проходит по марийскому обычаю. Жених и невеста надевают марийские костюмы, проводят обряд заплетания косы, ходят по гостям.

Посмотрела потом на платье, которое мама оставила, а оно старое. Я и решила, что могу поновее, покрасивее сшить. Тесьма, ленты сейчас продаются. Яркие, блестящие. Я не швея, но сшила это платье по новой. Пестрядь у меня была еще от матери. В Юве я много костюмов отреставрировала, шила платья, передники, плела нагрудники из бисера. Сейчас из бисера вышиваю, алмазной крошкой. В июле приехали из Бугалыша срочно сшить мужчине рубаху. У детей свадьба — первый день по русскому обычаю, а на второй все одевались по марийскому. Вот только пояса плести не умею.

У меня была кукла из лучины. Мать сделала. К длинной лучине приматывали ручки, вместо волос – тонкие крашеные нитки. Кстати, раньше марийские вышивки вышивали не покупными нитками, а крашеными нитями-самотканками, самоспряденными. Мама куклы быстро делала, использовала нитки черные и красные, внизу разные ленты, желтые, сиреневые… На марийских платьях цвета между собой гармонируют…

Сестре пластмассовую куклу купили когда я уже в старших классах была. Она и ей платье сшила. Но народным куклам такие глаза, как у пластмассовых, нельзя, они в зло потом превратятся. Не будут добро давать. Как бы объяснить по-русски… Лица нельзя рисовать, не рекомендуется. Я когда ездила в Йошкар-Олу, на фестиваль народного костюма, там была комиссия и женщина-председатель из Москвы читала нам лекцию. Она не рекомендовала.”

Читайте также: